Новые технические решения: укороченный фальшборт, крепления для корзин и ложемент для лодки
История появления фальшборта
Более 30 лет мы производим надувные лодки – лодки Фрегат. И скоро будет 30 лет, как мы производим надувные лодки с фальшбортом. Мы - первые, кто в России не только придумали и сконструировали фальшборт, но и начали серийно производить лодки с фальшбортом.
А началось все с того, что еще в прошлом веке, в конце 90-х, мы заметили, что у многих владельцев лодок, к большому их сожалению, их дети и жены изначально боящиеся воды, также с боязнью и даже неохотой, относились к надувным лодкам и путешествиям в них. И их можно было понять, ведь человек сидящий на банке в обычной лодке, находится практически на уровне верхней поверхности баллона лодки и интуитивно испытывает страх от возможности свалиться в воду при резком повороте лодки или каком-либо неосторожном маневре.
Мы размышляли над тем, как решить эту проблему путем конструкции надувной лодки и придумали решение – установить на корпус лодки дополнительный баллон диаметром 20-25 см. Именно так и появился фальшборт.
Вместе с этим нами сразу были разработаны и выпущены несколько разновидностей фальшбортных лодок и им были присвоены дополнительные наименования:
-
F – лодка с фальшбортом и установленным в носу фартуком;
-
FA – лодка с фальшбортом и носовой надувной, откидывающейся аппарелью. Серия FA появилась на 2 года позже, после переработки конструкции фальшборта из подковообразного в два отдельных отсека, тогда появился отстёгивающийся фартук и аппарель – как альтернатива ему).
В 2001 году, в тогда весьма популярном в среде водомоторников журнале «Катера и яхты» (№ 178), был опубликован подробный тест лодки Фрегат М-380 FA.
Среди корифеев мнения сильно разделились от крайне удивленных, почти негативных («будет сильно парусить», «будет мешать ловить рыбу», «лишний вес» и т.д.), до близких к восторгу – «наконец-то кто-то додумался и сделал – теперь мои жена и дети перестанут бояться и не будут отказываться от поездок со мной на лодке».
Фальшборт захватывает рынок
В общем, как говорится, мы попали в точку. Время шло и, как часто бывает, даже самые ярые критики, а были среди них и представители других лодочных производств, начали выпускать лодки с фальшбортом.
Один производитель даже, в 2010 году на лодочной выставке на ВДНХ в Москве, умудрился повесить над своим стендом огромный баннер, который был виден из любого конца павильона с лодками с надписью: «Мы первые в России, кто установил надувной фальшборт на свои лодки». Видимо кто-то им подсказал или дал почитать журнал КиЯ и баннер был быстро убран.
Бум развития лодочных производств естественно привел к тому, что к лодкам стали предлагаться различные полезные аксессуары:
К тому времени в фальшбортных Фрегатах носовой фартук уже не был приклеен по всему периметру носа, а стал отстегиваться, что давало больше удобств при эксплуатации.
Сам фальшборт перестал быть замкнутым в носу, повторяя носовые обводы основного баллона лодки, а стал разделен уже на два независимых отсека, которые в свою очередь имели заметное расстояние между собой в носу, чтобы через нос было легче входить и выходить из лодки.
А некогда очень популярная и востребованная носовая аппарель стала терять интерес у покупателей. Так в нашем модельном ряду остались только фальшбортные лодки с приклеенным к носовой вышке фартуком, который при этом можно было при необходимости отстегнуть и скрутить в носу.
Последние два года практически каждый второй покупатель надувной лодки Фрегат вместе с лодкой сразу покупает или носовой ходовой тент, или полный ходовой тент. Но те, кто все-таки не купили тенты сразу вместе с лодкой, но лодку используют активно, в течении уже первого года возвращаются к нам и докупают тенты.
Вместе с этим, если у такого покупателя потребность в фальшборте есть, а ходовой тент он использует не всегда, то при установленном тенте он испытывал очень много неудобств от фальшбортов, которые по своей длине доходили до носа лодки.
Эволюция фальшборта
Идя навстречу потребности и удобству эксплуатации, мы немного укоротили фальшборт в его носовой части. За счет этого стало намного удобнее заходить и выходить из фальшбортной лодки прежде всего детям и не только. Так как лодка причаливает чаще всего именно носом, да и когда лодка отходит от берега, то ее также чаще всего отталкивают и заходят именно через носовую часть. Но мы решили и на этом не останавливаться.
Мы заметили, что если при выборе лодки решение часто принимается совместно с друзьями, семьей и т.д., то, как часто бывает, по прошествии времени та компания, которая начинала пользоваться лодкой становится меньше, и сам владелец лодки все чаще и чаще выходит на лодке один. И если изначально лодка планировалась на 3-4 пассажиров, то соответственно, выбирались и лодка побольше, и мотор к ней помощнее.
То есть, если одному вполне достаточно где-то 330 лодки и мотора, например, 5 или 9.8 лошадиных сил, то под тех самых троих-четверых пассажиров покупались уже 350, а то и 370-ая лодка и мотор опять же, соответственно, не 9.8, а сразу 9.9 (15 л.с.), а то и все 9.9 Про (20 л.с.). Вот только, если по каким-то причинам выходов в одиночку все больше и больше, то также в одиночку приходится на себе носить лишних 20, а то и все 30 кг.
Чаще всего в таких случаях многие вынуждены продавать свои избыточно заряженные комплекты и возвращаться к тому, что удобно и достаточно, но происходит это часто с существенными финансовыми потерями. И именно для того, чтобы постараться помочь избежать таких историй, мы немного укоротили фальшборт в кормовой части и установили штатно в серийно выпускаемой лодке четыре силовых шайбы.
Крепления для багажных корзин
Таким образом, купив, например 330 лодку, чтобы не гнаться за избыточностью в длине, можно докупить багажные корзины, которые жестко крепятся к этим шайбам, и имеют значительный объем, в который можно положить все то, что обычно занимает много места в кокпите лодки и то, из-за чего мы обычно и вынуждены покупать лодку большего размера.
А тот, кто не готов сразу покупать корзины, а также герметичные ящики, обеспечивающие сохранность багажа в любых погодных условиях, легко вынимаются, переносятся на берег и используются как сиденья, может спокойно эксплуатировать лодку в базовой комплектации, которую в любой момент легко расширить до «максимума».
И надо отметить, что, как и в прошлом веке, в истории с появлением фальшборта на лодке, было много полярных мнений, так и сегодня – подавляющему большинству покупателей фальшбортных лодок, оба наших решения с уменьшением длины фальшборта для возможности установки корзин и носовых тентов и при этом получения еще большего комфорта – зашло, что называется, сразу.
И покупатели лодок с нашими новыми решениями не переплачивают за избыточную длину и вес своих комплектов, во-первых, а во-вторых, имеют прекрасную возможность потратить деньги с умом и для еще большего удовольствия от эксплуатации их Фрегата.
Ну и еще одно маленькое удобство, которое мы сразу включили в комплект серийно выпускаемой лодки – это носовой рым для якоря. Мы штатно устанавливаем его в носовой части, но именно внутри кокпита лодки. А чтобы якорная веревка не терла баллон, мы приклеили под нее ложемент из профиля ПВХ, облегчающий скольжение якорной веревки и обеспечивающий защиту баллона.
Те, кто имеет опыт эксплуатации лодки сразу оценили положительно такое решение. Потому что когда якорная веревка привязана к носовой ручке, или рым находится, как часто это бывает снаружи, да еще где-то внизу, то при установленном носовом тенте добраться до якорной веревки не просто сложно, а даже небезопасно. Особенно проблематично, когда якорь за что-то зацепился.
Надеемся, что данная статья была полезной для вас.